Трудности развития российских предприятий-производителей, кроме экономических условий, во многом обусловливаются еще и тем, что россияне в подавляющем своем большинстве имеют крайне низкое мнение об отечественных товарах.
Таким образом, до сих пор, несмотря на бесспорные достижения в науке и технике в конце XX в., многие российские товары несут на себе как бы печать неполноценности, имидж отсталости. К сожалению, товары массового спроса в СССР были на втором плане по сраввнению с развитием средств производства, результатом чего стало хроническое отставание в дизайне и качестве товаров широкого потребления от уровня развитых стран.
Данное положение вещей было как нельзя кстати транснациональным корпорациям, которые в 1990-х гг. развернули активную экспансию на территории бывшего СССР. Высокий имидж Запада помогал продвижению даже некачественных пищевых товаров, расфасованных в яркие и удобные упаковки. Сейчас ситуация несколько улучшилась, и население повернулось лицом ко многим российским продовольственным товарам. Но приоритет таких товарных категорий, как бытовая техника, автомобили, одежда, бытовая химия, лекарства и косметика, отдается все же импорту.
Положение российских предприятий осложняется еще и тем, что государство индифферентно относится к защите отечественного производителя, в особенности в сельском хозяйстве. Несмотря на все трудности, российский бизнес становится на ноги, и мы видим примеры успешной конкуренции с иностранными поставщиками.
Наши предприниматели учатся и за границей, и на экономических курсах, занимаютоя самообразованием; сами создают новые технологии в бизнес-коммуникациях, рекламе и паблик рилейшнз.
Особенностью российских условий в области продвижения сбыта можно назвать отсутствие фактической независимости СМИ. Не секрет, что подавляющее большинство региональных СМИ «сидят в кармане» у местных администраций, поэтому развитие предпринимательства осложнено тем, что необходимо «договариваться» с истинными хозяевами каналов распространения информации.
Однако наш обыватель не был избалован вниманием к своей личности во времена тоталитарной системы. Поэтому он трепетно воспринимает, например, личностные обращения в письмах с приглашениями в магазин, на презентацию или на выставку товаров. Кроме того, население нашей страны, особенно женщины, еще достаточно доверчиво относятся к рекламным призывам. Так, совестливый наш человек воспринимает полученный им в подарок рекламный сувенир, «пробник» или бесплатный пластиковый пакет как некоторое моральное обязательство сделать покупку и компенсировать затраты предпринимателя.
Добавим, что известной ментальной чертой россиян является жалостливость, поэтому компания, помогающая инвалидам, слабым и неимущим, вызывает у них чувство умиления. И это дает шансы на успех для мероприятий по паблик рилейшнз.