Сбор групповых данных — еще один устоявшийся метод сбора данных. Чтобы собрать групповые данные, компания должна нанять участников, которые будут включены в группу, каждый из которых установит элемент программы мониторинга. Эта программа собирает все данные о поведении участников группы при просмотре сайтов и сообщает их компании, осуществляющей мониторинг группы. О группе собираются данные различной степени детализации. На одном конце этого спектра собранные данные представляют собой всего лишь сведения о посещенных веб-всайтах, а на другом программа мониторинга записывает номера кредитных карточек, имена, адреса и любую другую персональную информацию, введенную в браузере.
Групповые данные собираются также, когда люди неосознанно отправляют свои данные. Показательными примерами служат небольшие утилиты, устанавливаемые на компьютер для получения информации о погоде или дополнительный компонент браузера, облегчающий автоматическое заполнение форм. В соответствии с запутанными условиями предоставления услуги пользователь соглашается на запись и сообщение сведений о поведении во время просмотра Сети.
Такие группы могут содержать несколько тысяч или несколько сот тысяч членов. Одна из крупнейших групп, поддерживаемых в США — группа компании comScore. Согласно данным ее веб-сайта (http://www.comscore.com), эта группа включает 1 миллион посетителей.
Используя данные или выполняя анализ на основе групповых данных, следует иметь в виду следующие три обстоятельства.
• Погрешность отбора участников. Почти все коммерческие организации, университеты и другие организации блокируют программы мониторинга по соображениям безопасности и соблюдения конфиденциальности. Поэтому большая часть данных отслеживания поведения, как правило, поступает от домашних пользователей. Поскольку использование Интернета в рабочее время образует огромный объем потребления, важно знать, что групповые данные “не видят” эту информацию.
• Люди соглашаются на установку программ мониторинга в обмен на право участия в тотализаторах, получение доступа к загружаемым заставкам и играм или обещание очень небольшого денежного вознаграждения (например, 3 долларов в месяц). Эта тенденция ведет к погрешности данных, обусловленных типом тех, кто соглашается участвовать в группе. Само по себе, это не так уж страшно, но следует выполнять соответствующую корреляцию между теми, чье поведение желательно анализировать, и теми, кто может оказаться в выборке.
• Программное обеспечение мониторинга (явного или тайного) создавалось во времена, когда среда Интернет была статичной и ориентированной на страницы. Применение различных средств, таких как видео, Ajax и Flash, означает отсутствие страничных представлений, что затрудняет программе мониторинга точный перехват данных. Некоторые компании, выпускающие программное обеспечение мониторинга, пытаются приспособиться к этой ситуации, прося компании внедрять специальные маяки в свои веб-ресурсы. Но, как легко догадаться, это легче сказать, чем сделать.
Методология сбора групповых данных основана на традиционной модели захвата телевизионных данных. В чрезвычайно фрагментированном мире методологии сбора групповых данных сталкиваются с огромной проблемой сбора точных и полных (или хотя бы репрезентативных) данных. Я сформулировал следующее основное правило: если сайт привлекает более 5 миллионов уникальных посетителей в месяц, значит, групповые данные предоставляют достаточный объем информации.
Совет. Групповые данные являются основным источником информации для выполнения анализа конкурентной разведки. Но вследствие присущих этой методологии ограничений, свежие групповые данные нуждаются в дополнении данными из других источников, прежде чем они будут предоставлены для анализа.