Сущность рекламы в кратком виде можно определить следующим образом: реклама — это оплаченная коммуникация, склоняющая к чему-то аудиторию и влияющая на нее.
Системность рекламы заключается в том, что в ней есть свои установленные закономерности и разработанные правила. Рекламная деятельность состоит из ряда определенных шагов и мероприятий, которые следует соблюдать в строгой последовательности. Только системный подход к рекламе способен принести эффект. Непродуманная, неаргументированная и бессистемная рекламная политика оборачивается не только напрасной тратой средств и времени. Зачастую такой дилетантский подход превращает рекламу в ее противоположность — антирекламу, которая создает отрицательный имидж фирме или ее продукту. И это в конечном счете снижает сбыт товара/услуги или не позволяет им выйти на рынок и укорениться на нем.
Цели и задачи рекламы. Конечной целью рекламы является увеличение прибылей компании. Конкретная же задача рекламы состоит в том, чтобы заставить потребителя позвонить или прийти по указанному адресу познакомиться с товаром и сделать пробную покупку.
Кроме того, реклама выполняет следующие функции:
• информирует о новом товаре и напоминает об известном;
• показывает, чем один товар отличается от другого;
• помогает сделать выбор при покупке;
• указывает места продажи и сообщает контакты с ними;
• формирует имидж фирмы или товара. Виды рекламы:
1) коммерческая, которую предприниматели используют с целью получения прибыли;
2) некоммерческая, используемая некоммерческими государственными и общественными организациями — медицинскими, спортивными, учебными заведениями, Пенсионным фондом, Министерством транспорта РФ и пр.;
3) социальная, которая предназначена для воспитания патриотизма, культуры поведения; она может призывать к защите экологии, охране памятников, благотворительности, защите детей и борьбе с абортами и т.д.
По своим функциям реклама классифицируется по следующим видам.
• Имиджевая (фирменная) реклама формирует определенный имидж фирмы. Как правило, это имидж состоятельности, респектабельности, надежности, высокой профессиональности. Это основной вид банковской, финансовой и страховой рекламы.
Имиджевая реклама может использоваться и для создания позитивного образа товара или элитности услуги.
• Стимулирующая (товарная) реклама информирует потребителя о товаре; склоняет к покупке; провоцирует импульсивные (незапланированные) покупки в местах продаж. Она показывает конкретные свойства данного товара и выгоды для потребителя.
• Реклама стабильности напоминает участникам рынка (партнерам, поставщикам, покупателям) о фирме и ее торговых предложениях, подчеркивая, что бизнес фирмы стабилен и устойчив. Системная реклама должна выходить периодически, даже если продукт пользуется популярностью и спрос на него растет.
• Смешанная реклама — наиболее распространенный вид. Она выполняет все три вышеназванные функции.