Главный принцип формирования ассортимента — рассмотрение каждой его позиции с точки зрения удовлетворения конкретного покупателя. Ни один товар не следует покупать только потому, что он очень дешев, или «на всякий случай», или «чтобы было», «для разнообразия» и т.п. Нельзя набирать ассортимент по просьбе хорошего партнера или под давлением.
Сегодня средний супермаркет предлагает около 15 тыс. наименований товаров от более чем 500 производителей.
Для поиска качественных товаров, получивших признание экспертов, лучше всего подходят выставки и ярмарки.
Если магазины сети расположены в разных регионах с заметной разницей в платежеспособности населения, то ассортимент каждого магазина должен формироваться на основе локальных запросов и показателей сбыта. Очевидно, и торговые наценки должны также адаптироваться к платежеспособности местного населения. Итак, ассортимент во всей сети должен быть схожим, но адаптированным к локальным "условиям.
Широта (разнообразие) ассортимента — это число различных товарных категорий.
Глубина ассортимента — число различных наименований продуктов в одной товарной категории.
Предложение широты и глубины ассортимента выгодно и удобно для покупателей, но довольно накладно для продавца, который вложил средства в товарные запасы. Ритейлинг (розничная торговля), предлагающий широкий выбор товаров и/или высококлассный сервис, должен взимать и большую оплату за товары и услуги. Этим отчасти объясняются более высокие цены в российских супермаркетах по сравнению с традиционными магазинами.
Планирование товарного ассортимента. Прогноз сбыта строится на анализе продаж в прошлом и их экстраполяции, а также на оценках рынка и мнениях экспертов.
Запасы. Извечная проблема, например, торговцев — противоречие между оборачиваемостью товаров и экономией от масштаба их закупок.
Постоянство. Этот принцип обязателен для товаров повседневного спроса (продукты питания, предметы гигиены). У людей есть свои любимые и привычные товары, которые они покупают в данном магазине.
Обновление. Обновлять ассортимент надо, но только после тщательного анализа. Один вариант: можно просто сделать пробную покупку или взять товар на реализацию или консигнацию и посмотреть, как он пойдет.
Стабильность расширения. Пробные продажи — это небезобидные эксперименты. Сужать ассортимент после расширения опасно.
Золотая середина. Для торговли не подходит слишком узкий или слишком широкий ассортимент, для той или иной формы торговли он должен быть разным. При всех остальных равных условиях товары постоянного спроса должны выглядеть броско, иметь удачные упаковки.