Маркетинговые стратегии на этапах жизненного цикла товара
Жизненный цикл товара — это изменение объема продажи прибылей на протяжении времени его жизни. Как и жизнь живого существа, товар имеет стадии зарождения, роста, зрелости и конец — «смерть», уход.
1. Стадия «разработка и вывод на рынок». Это период инвестиций в маркетинговые исследования, подготовку производства, выпуск опытной партии, в разработку документации, в процесс оформления регистрации фирмы, регистрации нового товара, наем и обучение персонала, закупку торгового оборудования и др. Затраты растут по мере завершения разработки.
2. Стадия «роста», или «раскрутки». Товар начинает продаваться. Но завоевание рынка требует времени. Даже такие популярные сегодня товары, как растворимый кофе, персональные компьютеры и мобильные телефоны, многие годы оставались в тени, прежде чем достигли этапа быстрого роста. Если предпринимателем все сделано правильно, без грубых ошибок, то наступает период быстрого завоевания местного рынка и увеличения прибылей.
3. Стадия «зрелость». Этот этап обычно длится дольше предыдущих. Рост продаж товаров или услуг замедляется, так как основная масса потенциальных покупателей уже привлечена. Конкуренция снижает цены и прибыли. Вмешиваются новые товары или товары-заменители. Чтобы продлить период «зрелости», следует совершенствовать потребительские свойства товара, сервис, схему реализации, маркетинговую и рекламную политику. Наилучшие результаты дает снижение себестоимости товаров или услуг. Реклама, например, может произвести репозиционирование товара или фирм, показав преимущества товара, остававшиеся до этого в тени.
4. Стадия «упадок». Она характеризуется спадом продаж и сокращением прибылей. Если говорить о товаре, то он может выйти из моды, морально устареть или отстать от растущих запросов целевой группы. Что касается услуг, то зачастую бывает, что предприятие, достигнув успеха, начинает почивать на лаврах. Заполучив постоянный сегмент клиентов, руководство и персонал перестают проявлять к ним повышенный интерес и внимание, которые были в начале «обхаживания». Рано или поздно появляется конкурент, который со свежими силами начинает соблазнять и переманивать потребителей. Если не предпринимать своевременных мер, это может привести к полному разорению фирмы.
Основная задача руководителей предприятия заключается в том, чтобы постоянно держать руку на пульсе, лично общаться с потребителями. И самое главное — быть нацеленным на перспективу, а не утопать в «текучке». Еще на стадии роста, когда дела идут в гору, надо помнить о том, что счастье, как всегда, недолговечно. Надо придумывать самому и искать творческих людей, способных постоянно генерировать новые идеи. Только так можно продлить жизненный цикл товара или фирмы. Напомним поучение Сенеки: «Если рост прекратился, значит, скоро конец».