«Бессмысленные» на первый взгляд рекорды, занесенные в Книгу рекордов Гиннесса, характеризующие естественное желание человека выделиться в социальной среде, проявить свою индивидуальность доступными ему средствами.
«Бессмысленные» рекорды, заносимые в книгу рекордов Гиннесса, свидетельствуют о желании людей проявить себя в любых областях, независимо от общественной или личной пользы поступка. Способны на это лишь те, кто сумел преодолеть в себе некие социальные ограни чения, нормы, заставляющие большинство из нас испытывать состоя ние стеснения, стыда, застенчивости. В этом смысле стремление многих людей отличаться от других, выделяться во многих случаях не является результатом некоего рационального мотива поведения. Здесь человек получает удовольствие от осознания своей уникальности или даже значительности.
В результате дистинктивного поведения отдельных наиболее социаль но активных людей, стремящихся занять лидерскую позицию в куль туре, при благоприятном стечении обстоятельств как раз и форми руются особые замкнутые социодинамические системы, имеющие различную нормативно ценностную структуру, которая регулирует адаптивное поведение так называемых «потребителей культуры» и ста новится для последних новой социальной нормой.
Эта проблема была бы достаточно простой, а процесс изучения такого по ведения в жизнедеятельности человека можно было бы механически све сти, например, к известным исследованиям нонконформизма, влияния меньшинства на большинство, лидерства и ведомости или описать на основе истероидной акцентуации, истерического невроза или какого то другого патологического явления, если бы она рассматривалась в рамках традиционной социодинамики, основанной на определении культуры, которое было сформулировано Альбертом Швейцером:
«Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего чело вечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».
Однако сегодня есть все основания рассматривать феномен дистинк тивного поведения в условиях так называемой системной социодина мики, которая позволяет выдвинуть теоретическую гипотезу о наличии локальных и «параллельных культур», формирующихся на основе не ких замкнутых социодинамических систем. В этом случае обсуждаемая проблема противоречит той части определения А. Швейцера, в которой говорится, что понятие культуры всегда связано с линейным и прогрес сивным общественным развитием.
Следует заметить, что многие авторы выступают с критикой определе ния, данного А. Швейцером, а также с теми методологическими и тео ретическими выводами, которые из него следуют. Так, например, фран цузский философ Жан Бодрияр предложил некое понятие «симуляк ра», смысл которого при определенном понимании сводится к идее условного замкнутого системного мира, где вещи обладают специфи ческими знаковыми свойствами, неадекватны происходящим событиям, не подчиняются общей системе ценностей и оценок внешнего мира.
То же самое и, возможно, в еще большей степени относится к эстети ческим категориям, например к понятиям прекрасного и безобразного, конструктивного и деструктивного, оптимистического и пессимисти ческого в локальных формах искусства, что очень убедительно было показано еще в позапрошлом веке, например, в работах Г. В. Плеханова.