Примите этот факт: одни стратегии вирусного маркетинга работают, но лишь единицы работают так же, как hotmail.com. Далее приведены шесть элементов, которые вам стоит включить в свою стратегию. Она не должна содержать все элементы, но чем больше элементов она охватывает, тем больше шансы на успех. Эффективная стратегия вирусного маркетинга:
"Выдает" товар или услугу
"Бесплатно" — наиболее действенное слово в словаре маркетолога. Большинство программ вирусного маркетинга бесплатно раздает ценные товары или сервисы для привлечения внимания, бесплатные семинары http://www.semonline.ru. Бесплатные сервисы электронной почты, бесплатная информация, бесплатные "клевые" кнопки, бесплатные многофункциональные программы (но все же не настолько функциональные, как Рго-версии. Второй закон веб-маркетинга Вилсо-на— "Закон продажи и бесплатной раздачи" (htt://www.wilsonweb.com/wmta/basic-principles.html). "Дешево" или "недорого" может вызвать интерес, но слово "бесплатно" действует гораздо мощнее. Вирусные маркетологи живут "отсроченным вознаграждением". Они могут
не получить прибыль сегодня или завтра.
но если они поднимут волну интереса к чему-то бесплатному, то будут получать выгоду "скоро и всегда". "Бесплатно" притягивает взгляд. Затем глаза видят то, что вы продаете, и — вуаля! Вы получаете прибыль. Эти глаза приносят ценные e-mail-адреса, прибыль от рекламы и новые возможности продаж. Отдай что-нибудь — продашь что-нибудь.
Обеспечивает распространение с наименьшими затратами
Медики во время распространения гриппа дают следующий совет: держитесь подальше от кашляющих людей, мойте часто руки и не прикасайтесь к своим глазам, носу или рту. Вирусы распространяются только тогда, когда они легко переносимы.
Средства, несущие ваше вирусное сообщение, должны быть просты для переноса и копирования: е-таН, веб-сайт, графика, загрузка программы. Вирусный маркетинг в основном работает в Сети, поскольку мгновенная коммуникация стала простой и недорогой. Цифровой формат облегчил копирование. С точки зрения маркетинга, вы должны упростить свое сообщение, чтобы оно могло быть легко и без искажений скопировано. Короткие сообщения будут предпочтительнее. Классикой жанра является: "Заведите личный, бесплатный почтовый ящик на http://www.hotmail.com или http://www.mail.ru". Эта фраза неотразима, лаконична и приводится внизу каждого e-mail-сообщения.
Легко набирает масштаб
Для быстрого распространения метод передачи должен легко варьироваться от маленького до очень большого. Слабость стратегии Hotmail заключается в том, что бесплатные почтовые серверы нуждаются в собственных почтовых серверах для передачи сообщений. Если стратегия успешна, почтовые серверы будут добавляться очень быстро или их рост совсем прекратится. Если вирус размножается и убивает хозяина раньше, то все усилия бесполезны. Если вы планируете наперед, какие почтовые серверы будете добавлять, то все будет хорошо. Вы должны настроить масштабность вашей вирусной модели.
Играет на обычной мотивации и поведении
Честный вирусный маркетинг основывается на общих человеческих мотивациях. Возможно, вы помните, в начале 90-х прошлого века был довольно популярным браузер Netscape. Что способствовало распространению кнопок Netscape Now в начале развития веб-индустрии? Желание быть крутым. Людьми руководит жадность. А также жажда славы, любви и понимания. Следующая из этого жажда общения производит миллионы веб-сайтов и миллиарды e-mail-сообщений. Создайте маркетинг-стратегию, основанную на общих мотивациях и поведении людей, и вы останетесь в выигрыше.
Использует существующие сети коммуникации
В большинстве люди общительны. Исключение составляют занудные зубрилы — новоиспеченные обладатели компьютерных специальностей. Социологи говорят, что у каждого человека есть ближайшее окружение из 8—12 человек — его близкие друзья, семья и коллеги. Более широкий круг общения может состоять из десятков, сотен и даже тысяч людей, в зависимости от позиции человека в обществе. Например, официант может регулярно общаться с сотнями людей каждую неделю. Сетевые маркетологи не понимают силу человеческих сетей общения, как близких, так и более отдаленных. В Интернете люди также развивают эти круги общения. Они собирают e-mail-адреса и любимые ссылки. Партнерские программы используют эти сети.
Учитесь внедрять свои сообщения в существующие круги общения между людьми.
Использует другие ресурсы
Наиболее креативный вирусный маркетинг использует другие ресурсы, чтобы "выговориться". Партнерские программы, например, размещают текст или графические ссылки на других веб-сайтах. Авторы, которые раздают свои статьи, ищут место для размещения своих статей на других страницах. Свежая новость может быть использована в сотнях периодических изданий и образует читательский базис — сотню тысяч читателей. Теперь чье-то издание или веб-страница ретранслирует ваше сообщение. Чьи-то ресурсы еще более исчерпаны по сравнению с вашими.