В понятие мирового рынка входят те же элементы, что и в понятие рынка национального, т.е. совокупность:
• производителей;
• посредников;
• корпоративных и розничных потребителей;
• транснациональных корпораций и торговых сетей;
• сырья, природных ресурсов;
• производительных сил;
• сопутствующей инфраструктуры (международные и национальные торговые палаты, внешнеторговые государственные организации, министерства и ведомства, банки, страховые компании, международные фонды, национальные СМИ, международные рекламные и маркетинговые агентства, информационные службы, таможни и др.). Внешнеторговые сделки классифицируются прежде всего по двум категориям:
1) сделки купли-продажи товаров;
2) сделки, предметом которых является оказание услуг за рубежом.
Импорт услуг на территорию России со стороны развитых стран выражается в ряде отраслей, среди которых, например, международные банки, маркетинговые, рекламные и информационные агентства, страховые, банковские и иные финансовые компании, аудиторские фирмы и др.
Возрастает активность международных торговых сетей и фаст-фуд, представляющих реальную угрозу отечественному ритейлу (рознице). Классификация внешних рынков. Их характеристика Внешние рынки можно группировать:
1) по регионам и континентам — Западная Европа, Тихоокеанский регион, Ближний Восток или Африка;
2) по экономическим факторам и структуре хозяйства:
3) по политико-правовым факторам, когда учитываются: тип государственного устройства и степень стабильности власти; особенности законодательства, степень протекционизма; кредитно-денежная политика; степень бюрократизации;
4) по социально-культурной среде — по языку, религии, системам ценностей, традициям и поведенческим моделям;
5) по величине ВНП на душу населения — высокий уровень (25 стран) — 6000 долл.; средний уровень (54 страны) — от 545 до 6000 долл.; низкий уровень (43 страны) — меньше 545 долл.;
6) по условиям природной среды — климат, рельеф местности (пустыни, горы, водоемы и пр.); наличие природных ресурсов; развитость инфраструктуры (транспортные артерии, газификация, электрификация, телефонизация, торговая сеть и пр.).
Объективная необходимость изучения и анализа зарубежных рынков
При выходе на международный рынок фирма сталкивается с незнакомыми, изменяющимися в зависимости от особенностей данной страны различными условиями деятельности. Планирование внешнеэкономической деятельности настолько очевидно, что не нуждается в особых доказательствах.
При этом возникают следующие проблемы:
• увеличение потребности в информационном обеспечении;
• рост степени риска, появление дополнительных видов рисков.